Сменить язык:

Новости

08.12.2015
Открыт нанотехнологический центр «Дубна»

21.11.2015
Наноцентр «Дубна» форсирует внедрение квазикристаллов в промышленность

23.10.2015
Многомерное описание не даёт ответа на вопрос о том, как локальные межатомные взаимодействия могут стабилизировать квазикристалл.

11.10.2015
Детерминистические и энтропийно-стабилизированные квазикристаллы

09.09.2015
Получение квазикристаллов затрудняется тем, что все они либо метастабильны

Обзор

Уникальные свойства квазикристаллов позволяют найти массу потенциальных применений во многих отраслях промышленности.

Огромный плацдарм для применения имеют квазикристаллические покрытия благодаря их жесткости и прочности. Таким покрытием можно решить многие проблемы, связанные с износом поверхностей в различных двигателях, нефтяных буров, лифтовых тросов и др.

Проблемы, связанные с хрупкостью квазикристаллических материалов, решаются путем армирования сплавов на основе алюминия. Такая технология уже внедрена и распространена в производстве зарубежом. Шведская компания Sandvik производит один из самых прочных в мире сплавов, который применяется в изготовлении хирургических инструментов и бритвенных лезвий.

Sandvik – не единственный пример успешной и масштабной коммерциализации квазикристаллических материалов. Французская компания Sitram выпускает сковородки с уникальным антипригарным покрытием на основе квазикристаллов, что стало возможным благодаря их низкой теплопроводности.

Низкая теплопроводность и электропроводность квазикристаллов открывает возможности их использования для создания термоэлектрических материалов, конвертирующих тепловую энергию в электрическую. Это поможет утилизировать бросовое тепло, например, в автомобилях.

Дальнейшее развитие технологий синтеза и обработки квазикристаллов может обеспечить появление совершенно новых уникальных материалов будущего, из которых благодаря появлению и развитию 3D-печати можно будет за короткое время изготовить детали практически любых форм и размеров

Присадки

На базе опытно-внедренческой лаборатории компания ООО “КвазиКристаллы” активно разрабатывает антифрикционный смазочный материал на основе квазикристаллического порошка. За счёт введения в масло ультрадисперсных частиц квазикристалла системы Al-Cu-Fe  происходит повышение уровня эксплуатационных характеристик, показателей работоспособности и экономической эффективности антифрикционной масляной суспензии по сравнению с базовым маслом.

Планируется, что подобное изменение основных свойств смазочного материала, приведёт к:
- повышению ресурса узла трения в (1,5 – 1,7) раз;
- снижению температуры подшипника на (20 – 30) С;
- существенному снижению шума и вибраций работающего механизма.

Подобных аналогов на рынке смазочных материалов не имеется как и в России, так и в мире. Область применения такой антифрикционной смазки довольно широка. Она захватывает машины и агрегаты практически всех отраслей промышленности России.

В настоящее время нашей компанией активно ведутся совместные исследования и испытания с Объединенным центром исследований и разработок ООО «РН-ЦИР» при ОАО «НК «Роснефть».

Композиционные материалы

На базе опытно-внедренческой лаборатории компания ООО “КвазиКристаллы” активно разрабатывает новый антифрикционный композиционный материал за счёт армирования баббитов частицами квазикристалла системы Al-Cu-Fe. В новом продукте ожидается существенное повышение уровня эксплуатационных характеристик, показателей работоспособности и экономической эффективности:

- уровень антифрикционных характеристик баббитов с квазикристаллом будет не ниже уровня аналогичных характеристик баббитов;
- значение условного предела текучести баббитов с квазикристаллом при сжатии, связанное со способностью материала противостоять смятию, превысит аналогичный уровень соответствующего баббита в (1,5 - 2,0) раза;
- усталостные характеристики баббитов с квазикристаллом будут повышены не менее чем в 2 раза относительно усталостных характеристик соответствующих баббитов.

Подобное изменение механических свойств материала, приведёт к двойному увеличению межремонтного срока эксплуатации, а в дальнейшем и к выходу на срок эксплуатации подшипника, равный межремонтному периоду всей технической системы (в настоящее время замену подшипников из баббита приходится проводить несколько раз за период межремонтного срока устройства).

В настоящее время нашей ведутся переговоры о совместных исследованиях и испытаниях с Институтом проблем сверхпластичности металлов.